Закрыть панель

Читайте в журнале «Под Ключ» №4 (2013)

В апреле в Кельне состоялась очередная ярмарка искусства XX и XXI веков art cologne. 47-я с момента основания, пятая под руководством американского арт-дилера Дэниэля Хуга. Коллективная экспозиция 200 галерей из 25 стран мира всеми была признана успешной.

Опубликованные прессой мнения, заявления организаторов, частные высказывания галеристов единогласны в этом вопросе. Все пророчат художественному рынку светлое будущее, «к гадалке не ходи». Кстати, о гадалке. Если бы потребовался ее совет, далеко ходить было бы не надо: Иннсбрукская галерея современного искусства представила на выставке только одну работу одного художника – перманентный перформанс «Гадание на картах» Патриции Герман. Сеанс стоил 20 евро, в результате гадания клиент оказывался, кроме ясного представления о будущем, счастливым обладателем сертификата. Вопрос: а является ли сертификат произведением искусства?
Когда пишешь о ярмарке уже в девятый раз, сталкиваешься с трудностями. То, что очевидно пишущему, прошедшему километры выставочных площадей, темная история для многих читающих. Что из этого следует? Объяснять каждый раз в трех словах, что такое art cologne, для тех, кто не в курсе? Для интересующихся финансовыми вложениями составлять подробный репортаж о предложениях на рынке, ценах на товар и свежих поступлениях? Галеристов и авторов информировать о тенденциях, модных именах, востребованных жанрах? Студентам художественных вузов (а вдруг и они тоже целевая группа моей статьи?) рассказывать истории об успешных коллегах, нашедших свои рынки сбыта?
Из всего вышеперечисленного следует один вывод: ярмарку изобразительного искусства в Кельне посещают именно эти группы. Плюс интересующиеся искусством граждане, имеющие свободное время и деньги (вход стоил немало, никаких скидок, присутствие детей не поощрялось).
В этом году факт, кто является целевой группой, стал очевиден как никогда. В первый день, еще до официального открытия выставки, экспозицию имели возможность посетить только VIP-персоны (приехавшие на такси, имеющие возможность отдохнуть и выпить шампанского Ruinart (anno 1729) в «элитном» Lounge), профессиональная публика — художники и галеристы – и журналисты. В день официального открытия свободных красных дорожек уже не было. Для того чтобы попасть в павильон, требовалось отстоять огромную очередь. Интересующаяся искусством публика, коллекционеры рангом пониже должны были пройти жесткий контроль — неудивительно, если учесть, что некое, никем правда не подсчитанное, количество произведений продавалось на выставке по семизначной цене. Могу привести несколько примеров из выданного прессе списка highlights: живопись Эрнста Людвига Киршнера 20-х и 30-х годов прошлого века за 2,5 млн евро, 3,25 млн евро, 3,75 млн евро; Эмиля Нольде (1925) – за 2,65 млн евро; ранние произведения лейпцигского живописца Нео Рауха (1998) – за 1,4 млн евро; а также Дэвид Хокни, Лейко Икемура и Янис Кунелис. Примеры шести- и пятизначные не стоит и приводить – займет слишкмо много места и времени, замечу только, что там были и Уорхол, и Сай Туомбли, и Сегал, и Херст, и многие другие всем известные имена.
В последний день выставки (понедельник), когда основные сделки были уже совершены, главные коллекционеры, особенно ценимые ярмаркой VIP-персоны, улетели на родину, организаторы art cologne пригласили студентов художественных вузов посетить экспозицию. Бесплатно. Организаторам было очевидно, что именно эти молодые люди будут ответственны за «свежий» товар, который в будущем должен дополнить художественный рынок (по статистике – только 3 – 4 % выпускников). Именно эти молодые люди должны быть в курсе тенденций, актуальных течений, должны прийти к пониманию, что востребовано в современном мире, что нет. Хотя бы из перспективы 200 галерей из 25 стран мира.
Если говорить о перспективе, то и об этом позаботился предусмотрительный американец Дэниэл Хуг. Особая, финансируемая частично за счет государства, земли, самой ярмарки и союза галеристов, программа дала возможность 22 галереям показать на ярмарке своих художников. Небольшие стенды по периметру зала напоминали больше молодые ярмарки, вроде осенней Art Fair, совсем юной трехлетней Blooom и растущих как грибы во многих городах Liste. Авторы – пока неизвестные, в качестве рекомендации галеристы предоставляли информацию, где учился, в классе какого доцента или профессора, цены – более чем скромные (большей частью – четырехзначные), интерес – огромный. К примеру, произведения понравившейся мне Хелен Пфайфель (1983 года рождения, выпускница Академии искусств Карлсруэ) были уже зарезервированы коллекционерами еще за день до открытия ярмарки. Забота приносит плоды!
Укрепление фундамента, с одной стороны (классический модерн, послевоенное искусство ХХ века, новые классики), и перманентное обновление, инновации – с другой. Все ради развития художественного рынка, ради денег. Это же очевидно. К гадалке не ходи.
Елена Невердовская

-
| Все записи этого автора: | Подписаться на RSS

 

Оставить комментарий или два

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

'