No.2 No.2 No.3 Девушка фаршированная на завтрак | ES is BEST
Закрыть панель

Читайте в журнале “На Невском” №4 (2013)

Великий и ужасный АП Белкин скоро отметит 60-летие. Знаменитый художник, неугомонный мифотворец, редактор журналов, неутомимый и последовательный нонконформист, неисправимый мечтатель и фантазер, преданный друг собак. В конце концов, мост между двумя столицами, потому что родился в Москве, а стал собой в Петербурге.

НН Как будете праздновать юбилей?

Анатолий Белкин. Как-то придется. На пятидесятилетие была выставка в Русском музее и выпивали торжественно в самом Русском музее. Теперь народу больше, очень много моих друзей собираются приехать, и мне не отвертеться. Я посчитал, что больше ста человек должны сесть и выпить со мной. Надеюсь, что к сентябрю будет выпущена монография, куда войдут лучшие за сорок лет, на мой взгляд, картинки. Конечно, будет выставка. Просто вешать картинки – бессмысленная работа, надо как-то все выстроить, придумать – в общем, продолжать делать то, что я делаю всю жизнь.

НН А именно?

А. Б. Ну дурака валять.

НН Еще вот книжка «Великие и малые»...

А. Б. В издательстве «Редкая книга» тиражом 33 экземпляра делается книга ручной работы в формате фолианта под названием «Великие и малые». Это десять смешных рассказов объемом в страницу, написанные мной, о взаимодействии великих и малых, мной же иллюстрированные. Например, Чапаев и картошка, Шкловский и паук, Шаляпин и моль. Все будет очень красиво, книга получается страшно дорогой, делаем ее уже год, а только до второго листа добрались.

НН Чувствуете ли, что вам шестьдесят?

А. Б. Конечно, нет, не поумнел нисколько. Мне всегда казалось, что взрослые люди очень умные. Но смотрю на себя и понимаю, что не все и даже мало кто. Особенно мои друзья, которым шестьдесят, многие такие же дурачки, поэтому и дружим. Другое дело, если я раньше куда-то бежал, задрав штаны, по какому-то милому звонку, то теперь романтическая сторона стала более умозрительной.

НН Умозряете-то что?

А. Б. Столько хороших фильмов, книжек замечательных. Вчера из букинистического магазина опять принес килограммов шесть книжек, читать же надо. Я люблю книги, прошедшие через чьи-то руки: значит, их читали. Вот нашел, наконец, «Вести из леса» Виталия Бианки с картинками Чарушина, книжку моего детства.

НН Откуда такой интерес к научным изысканиям?

А. Б. Первый опыт был в пять лет, а подвиг на него журнал «Мир приключений», в котором описывалась настоящая жизнь. Я человек городской, вырос в окрестностях Исаакиевского собора, на Красной улице, которая теперь обратно взад Галерная. И я всегда мечтал о каких-то приборах, перочинных ножичках со множеством лезвий, которые в тяжелую минуту помогут перерезать запутавшую меня лиану. Или хотелось иметь какую-нибудь астролябию, которой я возьму линию горизонта, и плот какой-нибудь, а-ля «Кон-Тики», все-таки достигнет суши. Я так мысленно путешествовал все время.

НН Жажда приключений мальчика, выросшего среди камней...

А. Б. Да, мальчика, выросшего в ленинградских дворах. Я и до сих пор всем говорю, что не выхожу зимой из дома без лыж, подбитых нерпой, без компаса, ну это правда, без запаса табака и мелкой дроби, в общем, Джек Лондон. И мои проекты отличаются тщательностью, реальные факты вплетены в ткань квазинаучного бреда, непонятно, где кончается реальность и начинается вымысел, где заканчивается вымысел и начинается какая-то научная часть. Мой эрмитажный проект 2004 года «Золото болот» был действительно эпопеей. Каталог к нему так и назывался – «Великий трагический экваториальный поход», в ходе него был открыт новый вид жизни, эти болотные карлики, в которых поверили даже сотрудники Эрмитажа. На время, пока я делал выставку, мне была оказана большая честь быть включенным в сотрудники археологического отдела Эрмитажа, курировавшего этот мой проект.

НН Сотрудники археологического отдела поверили?

А. Б. Поверили и с удовольствием стали мне помогать.

НН Искренно?

А. Б. Конечно, мы все люди искренние. Мне всегда верят мои друзья, а я верю им. Вот Боровский верит в моих карликов, а я в то, что он за городом мумию нашел. Художник никогда не врет, врут политики. У художника, у писателя нет другой цели, кроме той, чтобы написать произведение, которое важно ему в данный момент.

НН Курьезы были?

А. Б. Я помню замечательный случай, когда лет пятнадцать назад ко мне пришла девушка из вашего журнала, чтобы в числе других известных людей выяснить у меня, что я ем на завтрак. Я начал ей рассказывать, как готовят девушку фаршированную на островах, как ее отбивают эбеновыми молоточками, привязывают лианами, вскрывают животик каменным ножом, туда вкладывают плоды маниоки, рыбку, зашивают иглой молодого дикобраза, заворачивают в листья. Журналистка побледнела, встала, закрыла блокнот и тихонько ушла. Я ей хотел помочь одеться, она отказалась. Придя в редакцию, она сообщила, что Белкин очень странный и опасный человек. Наверное, поверила, что я на самом деле ем по утрам фаршированных девушек, испеченных на копье.

НН А вот если купить необитаемый остров? Или обитаемый?

А. Б. Я завидую лишь одному человеку в мире – Джералду Дарреллу, который купил остров в Джерси и основал «Джерсийский зоопарк», сохранив множество видов редких животных, и жил там же, и писал талантливые книжки. И я стал думать, где бы мне такое место найти, чтоб жить с собаками. Я так люблю собак, и чем старше становлюсь, тем больше мне хочется с животными проводить время. Но это мечта. Мне работать еще надо, а делать это я могу только в городе. Есть художники, которые могут работать в тундре, на айсберге, как Рокуэлл Кент. Но мне важна привычная обстановка, мой стол, мой район. У меня была мастерская на Песках, в районе Советских, бывших Рождественских, улиц. И кажется, не так далеко от привычного мне с детства района, а энергии никакой – ни холст натянуть на подрамник, ни руку к книжной полке поднять.

НН Перемены в городе радуют или печалят?

А. Б. Я очень боюсь того, что город, в котором я столько прожил, становится таким дико ортодоксально-провинциальным. Меня поразило, что на прощании с Алексеем Германом не выступил ни губернатор, ни его заместитель. Умер последний из великих, великий художник, кровно связанный с этим городом. В Париже бы все министры у гроба стояли, в Нью-Йорке бы присутствовал сам президент.

НН Уехать никогда не хотелось?

А. Б. Хотел, конечно, лет с двадцати. Здесь была полная безнадега. И впереди не было ничего, но начались повальные отъезды, и я подумал, что останусь, потому что все уезжают. Если бы все оставались, я бы, наверное, уехал. Не могу как все. Потом оказалось, что я прав. В 1989–1990 годах у меня была первая персональная выставка в Нью-Йорке, в Сохо. Это было немыслимо – из СССР попасть на Мэдисон-авеню. Когда начался массовый отъезд за границу в начале девяностых, ничего же не разрешали вывозить, кроме картин, и вывозили много, особенно Белкина и Овчинникова. Один мой знакомый, сейчас крупный американский финансист, рассказывал мне, что первый свой бизнес он сделал на моих картинках, это очень приятно. Ну теперь вот уже он помог мне отлить карликов для «Золота болот» в бронзе. Никто и помышлять не мог, что мы вольемся в европейский мировой процесс и будем существовать по его правилам. Наши работы на родине были никому не нужны, и мы смотрели на первых людей, которые покупали наши картинки, как на сумасшедших.

НН И кто покупал?

А. Б. Покупали старые коллекционеры, петербургские и московские, которые всегда внимательно относились к художественной молодежи. Покупали очаровательные профессора, читавшие лекции по серьезным дисциплинам и при этом любившие современное искусство. Это были удивительные люди, таких уже нет. Как они входили в мастерские наши бедные, как рассматривали картины... Нынешние покупатели с порога спрашивают, сколько стоит.

НН Хорошо ли, когда прошлое, даже знаменитое, занимает в жизни много места?

А. Б. У меня не занимает. Я, например, когда заходит разговор о прошлом, сразу встаю и ухожу. Меня как раз интересует то, что будет завтра.

НН А что сегодня, не интересует?

А. Б. А что сегодня, мы проживем. Сегодня и есть завтра, завтра делается сегодня. Вот если сегодня я не успею сходить подписать документы в Русский музей, то придется завтра идти.

-
| Все записи этого автора: | Подписаться на RSS

 

Один комментарий к “Девушка фаршированная на завтрак”

  1. 1
    Lilly пишет:

    Que dire de plus que mes petits camarades de jeux!!Bravo à Sandata pour ces magnifiques illustrations et à la Team pour la relation privilégiée qu’elle développe avec ses illustrateurs. Je pense que cela garantie des dessins en accord avec ce que souhaite développer la Team.Moi j’avoue je craque pour le seigneur de la flamme sombre^^. Bonne coKabnuttionnathia

  2.  

Оставить комментарий или два

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>