Закрыть панель

22

Апр

2013

Нервный тик нашего времени

Разместил: esisbest. Рубрика: Новости | 1 комментарий »

Читайте в журнале “На Невском” №4 (2013)

Леонид Райгородский больше известен как искусствовед, профессор, старший научный сотрудник Эрмитажа. Но он еще и уникальный мастер – создает авторские часы. Большею частью использует старые механизмы, собственноручно оформляя внешний вид. Занимается этим уже лет сорок. Его часы – плоды раздумий о сущности времени.
Слепой человек с белой тростью, которая выполняет функцию стрелки, передвигаясь по времени. Так и мы – не можем видеть будущее, не ведаем, что нас ждет, но упрямо движемся вперед. «В течение всего отпущенного нам срока мы пытаемся найти свой путь в пространстве и во времени», – объясняет смысл часов «Слепой» Леонид Дмитриевич.

Самое поразительное его творенье называется «Казимир»: за сутки часы-лицо стареет, проступают «морщины». Лицо сделано из металла, стареет оно за счет механического движения пластин, из которых состоит.

В часах «Ожидание» циферблат – это живот женщины, ждущей ребенка. Платье женщины – это сетка, сквозь которую виден циферблат. Почему? «Потому что время зарождения кого-то или чего-то нового – самое важное и таинственное, каждая минута чревата событием», – считает мастер.

А вот часы «Паутина времени» имеют совсем другой смысл: «Каждого из нас время опутывает паутиной знаний, условностей, привычек, обязанностей, косности. Со временем эта паутина делается все гуще. Разорвать ее путы невозможно».

Да, «Мельница времени» перемалывает все предметы, события, людей. Борьба с ней напрасна. Поэтому Леонид Дмитриевич и вставил в эту композицию пессимистическую фигурку Дон Кихота с уныло опущенным копьем.

На часах «Молитва» человечек с протянутой к циферблату рукой как будто молит время не ползти так медленно. Или, наоборот, просит: «Остановись, мгновенье!»

Образ тающего времени подан напрямую: на часах можно зажечь свечу, и ее воск будет таять одновременно с вращением стрелок. Поэтому «Хранитель времени», скрываясь за маской циферблата, строго следит изнутри часов за тем, как мы обращаемся с выданными нам минутами.

Наблюдает за нами из металлического небосвода и неусыпное око: внутри зрачка вращаются стрелки. От этих часов веет какой-то монументальной мощью. Как было бы здорово и полезно, если б они возвышались где-нибудь на городской башне, порицая всеобщий потребительский порыв и намекая на иные измерения жизни.

Кстати, башенные часы в Праге тоже выражают нечто философское. Представьте: раскрываются оконца над циферблатом, из них выходят 12 апостолов, фигура Смерти при каждом бое часов своей косой переворачивает песочные часы, а на противоположной стороне циферблата человек с кошельком в руках каждый час звенит монетами... Такие вот аллегории ценности времени и суетности жизни. Последним в оконце появляется Христос и благословляет зрителей.

На мой вкус, Леонид Райгородский не менее изобретателен, хотя его творческая продукция более миниатюрна.

Его часы сделаны из металла и дерева, иногда со вставками из стекла. В них присутствуют, как правило, два цвета – цвет коричневого старинного дерева и оттенки металлов – от черно-серого до медного и золотистого. Эта монохромность создает ощущение строгости.

«Мне хотелось сделать часы, которые не только отмечают время, но и показывают его свойства. В разных свойствах времени отражаются разные его лики, которые можно попытаться символически воссоздать во внешнем виде часов».

Особенно интересными мне показались его часы «Петля времени», где остроумно обыгрывается расхожая истина о том, что Бог создал Землю, а сатана придумал время: Бог с циркулем склонился над постоянной величиной земного шара, а чертенок захлопывает эту величину дверцей циферблата.

Ирина Дудина

-
| Все записи этого автора: | Подписаться на RSS

 

Один комментарий к “Нервный тик нашего времени”

  1. 1
    palmer пишет:

    hellonice hlambp

  2.  

Оставить комментарий или два

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

'